Энциклопедия
Венская бронза
уникальные произведения мелкой пластики

«Венская бронза» – это уникальное явление европейского прикладного искусства XIX - начала ХХ веков.

Само определение «венская бронза» появилось в начале прошлого столетия как попытка обозначить место этого важного сегмента коллекционирования и изучения. Безусловно, это название собирательное, обозначившее круг произведений бронзовой пластики австрийского художественного производства XIX - начала ХХ столетий.

Венская бронза

Главными прикладными особенностями венской бронзы были высокое качество литья и чеканки, но главное – это яркая, выразительная раскраска изделий, выполнявшаяся мастерами вручную. Мастера использовали цветные патины и эмали, сочетали различные техники исполнения, добиваясь художественной выразительности изделий. Сюжеты «венской бронзы» разнообразны, занимательны и чаще всего заимствовались из жизни. Живостью и артистизмом исполнения отличаются изображения людей, занятых своим ремеслом, птиц с ярким опереньем, животных и насекомых. Восточная тематика занимала одно из основных мест в истории венской бронзы. К примеру, после завершения постройки Суэцкого канала в Африке в 1869 году изображение арабов и негров стало одним из самых популярных мотивов венской бронзы. Среди произведений встречалась сюжетная пластика, а также выразительные одиночные фигурки, окрашенные не только яркими красками, но и национальным колоритом. Уже тогда появились коллекционеры, которые собирали только восточную тему. Редкая категория собирателей выбирала темой коллекционирования эротические фигурки, являющиеся большой редкостью. Широкий же круг покупателей все больше привлекали фигурки зверей, миловидных детей, грациозных девушек, растений, стрекоз, мотыльков, жучков, мух, кузнечиков, ставшие любимыми сувенирами и служившие украшением интерьера кабинетов, детских комнат и гостиных.

История венской бронзы началась с маленького завода, открытого в 1850 году в Вене предприимчивым коммерсантом Матиасом Берманом. Этот завод перерос в крупное производство, просуществовавшее до 2001 года. Матиас Берман стал первым, кто начал отливать из бронзы реалистичные по характеру фигурки животных. Предметы имели ряд характерных особенностей и клеймо – буква "В" в кувшине. Соперником по производству бронзовых скульптурок М. Бермана был Франц Бергман (1838 – 1894), который прибыл в Вену и основал в 1860 году здесь малое производство. Его сыну Францу Ксаверу Бергману (1861 – 1936) предприятие отца досталось по наследству; он, в свою очередь, расширил его и построил в 1900 году новые литейные цеха.


Одним из прославленных мастеров «венской бронзы» был Петр Терещук (1875–1963). Он использовал для декора своих произведений древнейшую хрисоэлефантинную технику, соединившую в одном произведении бронзу и кость, а иногда и другие дорогие материалы, например, такие, как золото или серебро. Произведения П. Терещука, выполненные в стиле Модерн и Ар деко, имеют большую художественную и коллекционную ценность. Его произведения отличались простотой форм и лаконичностью декора. Особенно важную роль в подтверждении авторства его предметов играло клеймо "P. Tereszczuk" или "P. Tereszczuk Made In Austria".

К началу ХХ столетия разнообразной тематике «венской бронзы» было необходимо обновление. Художники, всегда искавшие вдохновение в мире природы, бесконечно экспериментировали и старались удивить зрителя или взыскательного заказчика. Пожалуй, самым главным открытием для мастеров в то время стало издание книги для детей «Сказки кролика Питера» писательницы Беатрис Поттер из Англии. Необыкновенно выразительные рисунки в этой и других подобных книгах автора стали образцом для подражания.

Подлинность венской бронзы определяет не только наличие клейм, но и качество изделий. Это, прежде всего, великолепное литье и высокий уровень чеканки. Точная и детальная проработка бронзы доходила до очень убедительной натуралистичности изображений, выполненных в миниатюре разнообразных «живых» фигурок, прославивших прикладное искусство венских мастеров на весь мир.