Энциклопедия
Волков Ефим Ефимович
(1844-1920) автор живописных пейзажей

Волков Ефим Ефимович (1844-1920) – автор живописных пейзажей северной природы, книжный иллюстратор, член ТПХВ, академик и педагог.

Волков Ефим Ефимович, художник

Творчество Е. Волкова наполнено поэзией тихой грусти и светлой радости созерцания красоты родной природы. Ни краски юга, ни экзотика Востока не привлекали его так сильно, как очарование милых сердцу лесных опушек и болот, мерно бегущих речушек и бескрайних русских полей. Где бы не бывал художник, какие бы яркие впечатления не переживал, он всегда оставался верен любимому мотиву. Е. Волков всегда черпал вдохновение в неброском колорите русских полей и лесов.


Е. Волков родился в Санкт-Петербурге в 1844 году в семье медика, рисованию учился в школе Общества поощрения художеств. В 1970 году закончил АХ со званием неклассного художника. После окончания Академии Е. Волков полностью посвятил себя творчеству. Ему хотелось быть как можно ближе к натуре, и писать этюды, наблюдая, как наступает рассвет, как ложится на поля туман, как играет на реке солнце в предзакатные часы.
Е.Волков сохранял поэтическое настроение в каждом своем этюде, перенося в картину тонкий лиризм и глубокое философское настроение. Глядя на пейзажи Ефимова, зритель сопереживает происходящему, насколько проникновенно они написаны.


Одной из знаменитых работ Е. Волкова стала картина «Болото осенью» (1872), которая после выставки Общества поощрения художеств, была отправлена в Лондон на Всемирную выставку. Успех картины был значителен. Она понравилась не только его соотечественникам, но и европейским коллегам, а также была отмечена бронзовой медалью. Найти очарование в обыденном пейзаже с болотом, было под силу гениальной творческой мысли. В этом произведении привлекало все, - и совершенство композиции, и поэтичность мотива, и невероятная близость к натуре, а главное, мастерство кисти.


Через пять лет – еще одна удача и победа на выставке ОПХ – первая премия за картину «В лесу. По весне». Полнейшая тишина вокруг, природа просыпается от утомительного зимнего сна. Земля только что обнажилась от снега и полна влаги, на пожухшей траве и голых сырых ветках сидят вороны, вдали стелится туман. Этот эффект с туманной дымкой стал характерной особенностью произведений Е. Волкова. Раз поймав это состояние в природе, и впервые показав его в картине «Болото осенью», художник редко с ним расставался. Особенно это относилось к осенним и весенним пейзажам, когда необходимо было передать ощущение переломных моментов, сезонных переходов ранней весны и поздней осени, передающих настроение ранимой творческой личности. Такие крымские этюды и морские виды, написанные Ефимовым в путешествии по Крыму, наполнены совсем другим настроением, богатством палитры. Колорит этих картин насыщен и ярок, мазок свободен и легок.


1880-1890-е годы ознаменованы большим творческим успехом Е. Волкова. Он много и плодотворно работает, активно участвует в выставках, фотографии с его картин стали все чаще появляются в популярных в то время журналах.
В 1884 в семье Е. Волкова произошло горе – он потерял дочь, что стало для художника невосполнимой утратой и не могло не отразиться на образе жизни художника, стремившегося все больше к уединению. В творчестве тоже произошли перемены. В пейзажах настроение грусти и отрешенности стало преобладающим, усилился философский смысл работ. Появились новые персонажи – странники, монахи, проживающие свои года в покаянии в стенах монастыря и скитах.


В конце 1880-х годов Е. Волков был удостоен почетной миссии - сопровождать великого князя С. Романова в Палестину в качестве придворного художника. Из поездки Волков привез много этюдов, рисунков и несколько значительных пейзажей, которые представил на передвижной выставке. Большой интерес представляют графические работы, и особенно офорты с пейзажами окрестностей Петербурга и иллюстрации к стихотворениям М. Ю. Лермонтова. Последние годы жизни Е. Волков, продолжая заниматься пейзажем, включал в изображение жанровый мотив. Его интересовала жизнь деревни с ее праздниками и буднями. На фоне живописного пейзажа все чаще появлялись фигурки играющих детей или крестьян за работой, наполняя картину жизнью и особым смыслом. Колорит работ по сравнению с ранним периодом – более напряженный и плотный.
В начале 1900-х годов появляется серия городских пейзажей, из которых наиболее известны сцены гуляний в Летнем саду. Поэтический пейзажный мотив, так свойственен Е. Волкову, казалось бы, начал изживать себя, требуя от живописи новых экспериментов, открытого цвета, свободы композиции и свежести восприятия окружающего мира.

Творчество Е. Волкова занимает особое место в истории русского искусства, его произведения имеют большое художественное и коллекционное значение, большинство из которых находиться в музейных и частных собраниях.