Энциклопедия
Волошинов Евдоким Игнатьевич
(1824-1913) - украинский художник

Волошинов Евдоким Игнатьевич (1824-1913) - украинский художник, фотограф, автор живописных пейзажей и жанровых картин, был одним из первых русских художников, написавших натюрморт на пленэре. 

Волошинов Евдоким Игнатьевич, художник

Е. И. Волошинов родился на Украине в 1824 году. Был вольноприходящим учеником в петербургской Академии художеств. В 1850 году был удостоен почетного звания неклассного художника за картину с интерьером Академической церкви Св. Екатерины, а в 1882 году получил малую поощрительную медаль за картину "Овощи". Вернувшись после окончания учения на Родину, он занимался творчеством, писал и реставрировал иконы для местных церквей, и испытал себя на преподавательском поприще. Он работал в различных учебных заведениях и школах и, наконец, устроился преподавателем рисования в Харьковском институте благородных девиц. Одним из новейших увлечений времени была фотография. Волошинов весьма преуспел в этой области и считался в 1860-е годы лучшим фотографом Харькова. Он делал портреты, пейзажи, натюрморты и даже открыл свое ателье.

В историю русского искусства Е. И. Волошинов вошел как мастер натюрморта, который представлен у художника во всем многообразии стилей. Его красочные натюрморты, где фрукты высыпаны холст как из рога изобилия, напоминают композиции мастеров барокко. Точность кисти здесь предельно выразительна, передача материальности, сочности и прозрачности плодов, матовости и шероховатости их поверхностей – убедительна.Наряду с пафосными картинами, у Е. Волошинова много сельских натюрмортов, составленных из простых фруктов и овощей. Художник любит писать их на свежем воздухе, так что бы из пронизывал свет и обволакивал воздух. Тыквы, кабачки, капуста, морковь, зелень, - вот что радует глаз художника, прославляющего скромную трапезу крестьянина. Критики видят в этом стремлении к простоте быта, проявление демократических идей художника. Если в натюрморте Волошинов чаще всего проявлялись академические традиции, то в жанровых картинах и пейзаже преобладал творческий наив. В картинах художника чувствуется искреннее и трогательное отношение к родной природе и к своим современникам, которых он изображает в образах странствующих путников, пастухов и пастушек. Аллегория и реализм, академические традиции и самобытность соединились в его оригинальном живописном стиле.

Картины Е. И. Волошинова имеют большую художественную и коллекционную ценность, хранятся в музейных и частных собраниях.