Энциклопедия
Воробьев Борис Яковлевич
советский скульптор

Воробьев Борис Яковлевич (1911-1990) – советский скульптор, автор анималистической пластики и ярких литературных персонажей, талантливый мастер, который около сорока лет проработал на Ленинградском фарфоровом заводе.

скульптор Воробьев Борис Яковлевич

Б. Воробьев родился в 1911 году в Томске, в 1932-1935 гг. учился в Московском строительном институте. В этом же году принял участие в выставке молодых художников Москвы и получил две главные премии. Это событие стало для молодого архитектора судьбоносным. Никому до конца неизвестно, кто и когда посылает человеку удачу, которая ведет его к заветной цели. Так случилось, что на выставке работы Бориса Воробьева заметили два очень известных художника – И. И. Бродский и В. А. Ватагин. Именно они, каждый по-своему, но единогласно, рекомендовали Борису серьезно и профессионально заняться скульптурой. Решение оставить архитектуру и уйти из московского вуза было принято сразу, без раздумий. В 1936 году Б. Воробьев поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде на факультет скульптуры. С этого же года он устроился на ЛФЗ.

Учителями Бориса Яковлевича были выдающиеся мастера – В. Богатырев и А. Матвеев, считавшиеся самыми легендарными скульпторами советской эпохи. На протяжении всего учебного процесса Б. Воробьев не переставал общаться с корифеями российской анималистической скульптуры – И. С. Ефимовым и В. А. Ватагиным. Участие В. Ватагина в творческом воспитании Воробьева было особенно важным. Творчество Ватагина во многом повлияло на формирование художественного стиля Воробьева. В. Ватагин стал для него не только авторитетом в создании анималистических образов, но всегда был ему духовным отцом, к которому Борис Яковлевич относился с огромным уважением и нежностью.

Много профессиональных навыков Воробьев взял у И.С. Ефимова, в традициях искусства которого он выполнил несколько анималистических скульптур. Молодой скульптор был полон творческих идей и искал свою оригинальную манеру изображения животных. Он создал свой удивительный мир природы, населенный трогательными, милыми, хищными и ловкими в игре питомцами. 

Его работы отличаются выразительностью пластики и живостью образов. Несмотря на то что Воробьев создавал фигурки почти безличных животных, он наделял их портретными чертами. За каждым персонажем, казалось бы, скрывался какой-то конкретный образ, знакомый автору. Скульптор точно воспроизводил повадки животных, наблюдая за ними в жизни и делая постоянные зарисовки. Это его знаменитые на весь мир коллекционные фигурки собак разных пород, тигров и оленей, волков, козерогов, медведей и многих других зверей отмечены «синей» маркой ЛФЗ.

1950-е годы – самые плодотворные и успешные для творчества Воробьёва. Он стал тогда заслуженным художником и призером многочисленных выставок в России и Европе, его произведения пополнили многие известные частные коллекции и музейные собрания. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году он получил серебряную медаль, а в 1959 году медаль в Бельгии в Остенде.

Воробьев был знаменит и своими литературными фарфоровыми героями из сказок и произведений наших любимых писателей, создал замечательную галерею персонажей из поэмы «Мертвые души». Он великолепно прочувствовал каждый образ, подчеркнув заметные черты характера лукавого Чичикова, корыстной Коробочки, мечтательного Манилова, грузного Собакевича, суетливых Добчинского и Бобчинкого.

Несмотря на то что Воробьев был признанным мастером и создал немало колоритных произведений, прославивших фарфоровый завод, от него, как и от других художников, требовали выполнения производственного плана. А он был истинным творцом и хранителем традиций и категорически отказался от тиражирования фарфоровых изделий. В 1972 году из-за конфликта с руководством ему пришлось уйти с завода. У Воробьева было много нереализованных идей. Он с воодушевлением занялся деревянной скульптурой, воплощая в дереве и других материалах свои творческие планы.

Произведения Б. Воробьева стали частью истории фарфорового завода, его личность как целеустремленного, мужественного и талантливого человека была для многих ярким примером, а его фарфор сегодня по-прежнему востребован коллекционерами.