Энциклопедия
Воробьев Максим Никифорович
знаменитый русский живописец

Воробьев Максим Никифорович (1787-1855) – знаменитый русский живописец, автор городского и морского пейзажа, панорамных картин и произведений военной тематики, заслуженный профессор Академии Художеств, педагог.

 Воробьев Максим Никифорович, художник

Воробьев родился в Петербурге в семье военного, служившего после отставки в Академии художеств. В 1798 году сына определили в архитектурный класс, который вел Ж. Б. Тома де Томон и одним из первых обратил внимание на талант юноши. В 1809 году Воробьев окончил Академию по классу пейзажной живописи. Он учился у Ф. Я. Алексеева и М. М. Иванова. Много путешествовал по России вместе с Алексеевым, изучая малые города, местность, культуру и народный колорит.

Почти вся жизнь художника была связана с Академией Художеств, где он учился, в 1814 году стал академиком и с 1815 года стал преподавать, а в 1823 году был удостоен звания профессора, и, наконец, получил «заслуженного профессора». Воробьев воспитал плеяду талантливых мастеров, среди которых были И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов и Л. Ф. Лагорио.

Замечательный живописец М. Н. Воробьев был человеком богатой культуры, знатоком искусства, талантливым скрипачом. Он один из авторов романтического пейзажа, воспитанный на академических традициях и английской школе живописи, сделал первый шаг к изучению натуры, к чуткому отношению к природе, избегая штампов, выходных постановочных ракурсов и торжественного пафоса. М. Н. Воробьев раскрылся как тонкий живописец в 1812 году, когда в начале лета останавливался в имении Л. Н. Львова в Никольском, рисовал и писал этюды маслом, находил красоту в обыденном сюжете. Наблюдая за работой крестьян на фоне заливных лугов, он старался передать свое искреннее впечатление от увиденного. Он писал здесь сельские виды с мельницами, приземистыми домиками и сараями. Художник задумал целый цикл работ о гармонии человека и природы. К этому периоду относится его знаменитая картина «Уборка сена». Поэтизация обыденного мотива – вот в чем было новаторство Воробьева. Творческие поездки по России, то короткое время пребывания в Никольском, давали богатейший художественный материал для будущих картин.

Незабываемы были поездки в Европу. Виды Рима и Неаполя, панорама горных хребтов и морского побережья – образец высочайшего мастерства кисти. С началом Отечественной войны планы художника изменились. Он, как художник, был приписан к главной квартире его Величества и отправлен с русской армией в Европу. Из этого периода известно несколько значительных картин, за одну из которых, посвященную торжественному молебну русского духовенства в Париже в честь победы над Наполеоном, Воробьев получил звание академика и был приглашен в АХ в живописный класс архитектуры и перспективы преподавать вместе с Ф. А. Алексеевым.

В 1817 году жил и работал в Москве. 1818 годом датируется знаменитая серия с видами исторического города. Внимание художника привлек Кремль - своеобразный символ государства в сердце России, который он изображал с разных ракурсов и в разное время суток. Панорамные виды Московского Кремля стали не только центральными произведениями в творчестве Воробьева, но вошли в культурный фонд истории России.

{advt}

Славу и всеобщее признание принесли художнику картины с видами Иерусалима, написанных в 1820-е годы, вскоре после путешествия по Ближнему Востоку. Воробьев был мастером панорамной живописи и великолепно передавал перспективу. Колорит картин, экзотика и выразительность выбранных сюжетов привлекали внимание и критиков, и любителей искусства. М. Н. Воробьев создал цикл работ исторического значения, выполнял многочисленные заказы на эту тему, а с некоторых картин делал несколько авторских копий.

В историю русского искусства М. Н. Воробьев вошел как автор петербургских пейзажей с знаменитыми историческими видами. Ему удалось передать лирическую атмосферу города, создать неповторимый его романтический образ: «Лунная ночь в Петербурге» (1839), «Набережная с видом Эрмитажа», «Петропавловская крепость» " 1830-х годов, и многие другие. Пейзажные виды Петербурга в разное время суток, давали художнику богатейшие живописные возможности. Великолепные эффекты освещения, точность рисунка и блестящее знание перспективы, мастерство кисти в работе с тончайшими лессировками – вот основные составляющие успеха Воробьева в создании подлинных шедевров пейзажной живописи.