Завод братьев Корниловых.
История завода братьев Корниловых имела короткий век и заслужила добрую славу одного из самых знаменитых частных предприятий по производству фарфора высшего качества. Фарфор фабрики «Корниловых» имеет статус высокохудожественного, элитного, коллекционного. Если изделия ИФЗ сохранились в лучшей своей комплектации, то фарфор Корниловых - очень разрознен. Встретить сегодня цельный сервиз – большая удача. Именно поэтому каждый отдельный предмет представляет большую коллекционную и художественную ценность.
Революция 1917 года изменила судьбу России, чего уж говорить о частных заводах, жизнь которых после национализации и вовсе замерла. Завод Корниловых появился в ту самую благодатную историческую эпоху развития частных художественных промыслов и художественных предприятий. Основав в 1835 году на Выборгской стороне в деревеньке Полюстрово фабрику, его предприимчивая хозяйка - М.В.Корнилова - надеялась, что ее предприятие будет обещать отличные перспективы и принесет стабильных доход. Достаточное наличие сырья для производства, удобное место расположение транспортных линий и мест сбыта сулило успех предприятию.
Вести дела и распоряжаться имуществом завода М.В.Корнилова пригласила своих сыновей. Их было пятеро – Петр, Михаил, Иван, Василий и Яков. Если до 1835 года муж и брат Корниловой занимались продажей привозного фарфора, то к 1836 году предприимчивая хозяйка не только открыла свои цеха, но и добилась выпуска первой продукции.
Для изготовления изделий изыскивались лучшие технические приспособления, которые позволили влиться в русло новейших достижений науки керамического производства. Огромное значение придавалось художественному оформлению предметов, разнообразию ассортимента и выразительности композиционных решений. Что касается сырья, то кварц и полевой шпат были английскими и финскими, глина (белая), глина (капсельная) были местными или привозилась из городов русской провинции. Краски для художественных работ производились на фабрике в отдельном цеху, а редкие красящие пигменты закупались во Франции. На завод приходили лучшие мастера и живописцы с других российских заводов, а также европейские мастера.
Ранний Корниловский фарфор был выполнен в русских и европейских художественных традициях и ни сколько не уступал знаменитому марочному фарфору. Произведения завода сохраняли изысканность и выразительность форм, нарядность росписи и благородство позолоты. Сервизы, вазы, единичные чайные пары 1840-1850 годов были исполнены в стиле «историзм». Художественные приемы из прошлых столетий расцветали на предметах новым живописным декором из цветов, гирлянд и рокайльных завитков. Для некоторых ваз были характерны античные формы, украшенные живописными пейзажами, обрамленными ажурными рамками.
Характерным примером может послужить чашка с блюдцем с букетиками цветов, окруженных золотым рокайльным орнаментом и сахарница с голубым фоном и композицией из фруктов, из собрания ГРМ. Ярким примером фарфоровых изделий 1840-1860 – х годов служит большая фарфоровая тарелка с голубым бортом и живописным натюрмортом из крупных фруктов в центре, из того же собрания. Насыщенность красок и великолепный художественный уровень изделий завораживают сегодня нас не меньше чем ценителей искусства прошлых веков. Торжественность и элегантность росписи, вычурность или же, наоборот, простота форм свидетельствую о большой свободе творческой фантазии и технических возможностях предприятия.
О разнообразии декоративных предметов фабрики Корниловых говорят и небольшие фигурки в национальных костюмах или персонажи в светском платье, жанровые и сюжетные композиции: «Кавалер, пишущий письмо», «Дама, примеряющая маску», «Мужик с сапогами», «Водонос». Большинство из них предназначались для украшения интерьера или служили в качестве подарка, а еще фигурки служили безхитростным декором - дополнением или навершием для флаконов и шкатулок.
В 1843 году корниловский завод был удостоен звания «Поставщика Императорского двора» и с той поры выполнял и государственные заказы. Для истории важен тот факт, что к 1860-м годам завод братьев Корниловых вошел в число знаменитых фарфоровых предприятий России, не уступавший в качестве изделий Императорскому фарфоровому заводу, заводам Гарднера и Попова. С середины XIX производство Фабрики Корниловых начало расширяться. Своего предприятия оказалось мало, и предприимчивые фабриканты взяли в аренду завод барона Л.Ф.Корфа в Шлиссельбургском уезде. Известное здесь производство фаянса, получило новую веху развития, прославив его в веках. Корниловский фаянс имел повышенный спрос у покупателей XIX века, а так же ценен среди коллекционеров нашего времени.
В конце XIX века предприятие Корниловых объединилось с петербургской фарфоровой фабрикой Бенуа, основанной в 1888 году. Маркировка в тот период на предметах не ставилась, и пускали их в широкий оборот. Яркие фарфоровые изделия: цветы, подставки, игрушки и декоративные украшения были ориентированы на светских дам и детей. Собирать и дарить фарфоровые фигурки и композиции стало очень модным увлечением.
К коллекционным предметам Корниловского завода относится знаменитая серия фарфоровых тарелок (1884-1917), на каждой из которых герб русского города. С 1867 года завод Корнилова принимал участие во Всемирных парижских выставках, вел торговлю со многими европейскими странами. В 1875 году Корниловы выкупили завод Попова (1811-1875) и став хозяевами живописной мастерской, узнали и все секреты производства уникальных красок. В 1870-1880-е годы ознаменованы новым периодом в жизни предприятия, что сказалось на тематике декоративных росписей. Орнаменты в русском и византийском стиле стали богаче и разнообразнее, появились сказочные мотивы и сцены из русской народной жизни. В конце 1890-х, начале 1900-х годов были выпущены знаменитые серии декоративных тарелок по рисункам художников Е.М.Бём и И. Я. Билибина. Русская, жанровая и сказочная тематика этих произведений была необычайно оригинальна и привлекательна, великолепно вписывалась в интерьеры в неорусском стиле. Особого внимания заслуживает так называемая «сувенирная продукция» Корниловского завода. Это были «подарки к юбилейным, историческим и знаменательным датам».
Яркий пример тому Сувенирная стопа к 50-летию освобождения крестьянства с изображением императора Александра II. Ассортимент был богат и разнообразен, удовлетворял вкусы и русской аристократии и мещан. Самое главное то, что качество продукции и уровень живописного мастерства всегда были на высоте. Дворянские и купеческие семьи выбирали товар по своему вкусу и сервировали стол только лучшим фарфором. Сервизы столовые, чайные, кофейные, всевозможные тарелки и вазы для фруктов, приборы для десертов и сырные доски, - перечитать все наименования невозможно, настолько они были многочисленны.
Для более широких слоев населения устраивались специальные распродажи, где можно было приобрести второсортный, но не менее художественный товар по низким ценам. В конце XIX века в начале XX выпускалось множество разной продукции с печатным рисунком, мотивы которого были разнообразны. Цветочный, пейзажный, фигуративный орнаменты великолепно гармонировали с простой формой предметов.
Завод братьев Корниловых как и многие другие фабрики, выпускал и специальную медицинскую посуду, пользующуюся большим спросом. Продукция Корниловского фарфорового завода имеет огромную художественную, историческую и коллекционную ценность, занимает одно из важных мест в истории русского фарфора.