Энциклопедия
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова
«ЛФЗ» с 1925 по 2005 год

Ломоносовский фарфоровый завод - «ЛФЗ»

История Императорского фарфорового завода продолжилась в искусстве талантливых мастеров послереволюционного периода. После 1917 года завод перешел под надзор Наркомпроса и получил новое название – Государственный фарфоровый завод. С новым идеями появились и новые задачи завода – отражение ленинского плана монументальной пропаганды. Заведующим художественной частью завода в 1918 году был назначен С. В. Чехонин: график, эмальер, керамист, он стал талантливым руководителем. Как член общества «Мир искусства», он во многих своих работах отталкивался от традиций XVIII века; ему удалось создать основное направление развития ленинградской школы росписи фарфора.

Ленинградский Фарфоровый Завод

В 1925 году в честь празднования 200-летия Российской академии наук Государственному фарфоровому заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова, и маркировка завода приобрела знаменитую аббревиатуру ЛФЗ. С 1925 года на заводе началась новая эпоха, которую коллекционеры и искусствоведы называют эпохой ЛФЗ, уникальным периодом в истории декоративно-прикладного искусства России.

В 1920-е годы со сменой характера поставленных перед молодым государством задач изменился и стиль произведений фарфора, его тематика, формы и изобразительный язык росписей. Условность рисунка, лаконичность художественного оформления произведений, появление коротких текстов и лозунгов на поверхности предметов – все это черты нового стиля, одного из самых интересных и удивительных явлений в искусстве – агитационного фарфора. Это было частью пролетарской пропаганды, проникшей во все сферы жизни и искусства. На заводе работали талантливые мастера, которые откликнулись на воплощение в жизнь новых идей. Среди них такие прославленные имена, как А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, М. Лебедева, М. Адамович, В. Кузнецов. В 1920-е годы на заводе работали Б. Кустодиев, К. Петров–Водкин, М. Добужинский, К. Малевич и В. Кандинский.

Важнейшим нововведением в производство было учреждение мастерской многоцветной печати. По этой новой технологи были выпущены тарелки с портретами В. И. Ленина по рисунку С. Чехонина. В 1925-1926 годах художник сделал эскизы цветных печатных рисунков с портретами декабристов и видами Московского Кремля для сувенирной продукции, посвященной 10-летию революции. Таким образом, завод сохранял статус образцово оборудованного, показательного предприятия страны.

В 1930-е годы художественная роспись уступает место изображениям строек социализма, различным памятным событиям в жизни страны: Волховстрой, ликвидация безграмотности, индустриализация, электрификация. Среди тематических произведений встречаются декоративные вазы: «В. Л. Ленин – вождь революции» (1938) работы М. Н. Моха, «Защита Петрограда от Юденича» (1935) Коннель-Михайловской, «Приезд В. Л. Ленина в Петроград и его выступление у Финляндского вокзала». Тема труда находит отражение, например, в таких работах Данько, как «Активисты» (1930), «Колодный молодняк» (1936), «Теннисистка» (1940). Апофеозом темы стала созданная скульптором многофигурная композиция «Будь готов к труду и обороне». Наряду с простыми растительными и цветочными мотивами росписи приходят геометрические формы изображения и демонстрации государственной символики.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

Важнейшим событием в жизни завода является выпуск большого объема продукции для широкого потребителя. В послевоенные годы восстановление производства шло быстрыми темпами, в художественную роспись вернулись цветочные и фигуративные мотивы. В начале 1950-х годов почти все изделия расписывались вручную, и с увеличением выпуска фарфора не хватало живописцев. Тогда в 1955 году была разработана новая технология офортной печати, которая дала возможность производить больше сувенирной продукции. И все же гордостью завода оставались авторские работы талантливых мастеров. Сказочные образы И. С. Аквилоновой и Т. Н. Безпаловой-Михалевой выразительны по рисунку и радуют глаз яркой палитрой красок. Великолепные столовые и чайные сервизы с петухами А. В. Воробьевского были гордостью почти каждой петербургской семьи. Не случайно 1950-1960- е годы – любимый период коллекционеров ЛФЗ. В это время в произведениях талантливых художников великолепно уживались традиции искусства начала XX века и современность, а круг тем был широк и разнообразен. Славу завода по-прежнему составляли талантливые скульпторы и художники. Среди них хотелось бы выделить таких замечательных мастеров, как А. Лепорская, В. Семенов, Э. Криммер, С. Яковлева, В. Городецкий, С. Богданова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, К. Косенкова, П. Веселов, И. Олевс. Особый коллекционный интерес среди продукции завода представляют предметы мелкой пластики: анималистические серии мастеров В. С. Драчинской, Б. Я. Воробьева и В. М. Жбанова, П. П. Веселова, знаменитые детские фигурки, плясуньи и национальные образы С. Б. Велиховой, фигурки купальщиц, физкультурниц и натурщиц скульптора Е. А. Гендельман. Последующие десятилетия завод успешно развивался и модернизировался, ассортимент выпускаемых изделий был по-прежнему разнообразным: чайные сервизы 13 форм и 91 рисунка. Детские комплекты, приборы для вина, графины, вазы 121 наименования и отдельные предметы около 84 разных форм.

В 2005 году заводу вернули его историческое название – Императорский фарфоровый завод. Сегодня предприятие все также процветает, приумножая свои коллекции. Достойно хранит художественные традиции прошлых столетий, выпускает высококачественную продукцию широкого потребления и великолепные авторские работы Т. А. Афанасьевой, Т. Б. Барановай, Г. Шуляк, С. Соколова, О. Беловой-Вебер, Н. Петровой и многих других.