Ломоносовский фарфоровый завод - «ЛФЗ»
История Императорского фарфорового завода продолжилась в искусстве талантливых мастеров послереволюционного периода. После 1917 года завод перешел под надзор Наркомпроса и получил новое название – Государственный фарфоровый завод. С новым идеями появились и новые задачи завода – отражение ленинского плана монументальной пропаганды. Заведующим художественной частью завода в 1918 году был назначен С. В. Чехонин: график, эмальер, керамист, он стал талантливым руководителем. Как член общества «Мир искусства», он во многих своих работах отталкивался от традиций XVIII века; ему удалось создать основное направление развития ленинградской школы росписи фарфора.
В 1925 году в честь празднования 200-летия Российской академии наук Государственному фарфоровому заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова, и маркировка завода приобрела знаменитую аббревиатуру ЛФЗ. С 1925 года на заводе началась новая эпоха, которую коллекционеры и искусствоведы называют эпохой ЛФЗ, уникальным периодом в истории декоративно-прикладного искусства России.
В 1920-е годы со сменой характера поставленных перед молодым государством задач изменился и стиль произведений фарфора, его тематика, формы и изобразительный язык росписей. Условность рисунка, лаконичность художественного оформления произведений, появление коротких текстов и лозунгов на поверхности предметов – все это черты нового стиля, одного из самых интересных и удивительных явлений в искусстве – агитационного фарфора. Это было частью пролетарской пропаганды, проникшей во все сферы жизни и искусства. На заводе работали талантливые мастера, которые откликнулись на воплощение в жизнь новых идей. Среди них такие прославленные имена, как А. Щекотихина-Потоцкая, Н. Данько, М. Лебедева, М. Адамович, В. Кузнецов. В 1920-е годы на заводе работали Б. Кустодиев, К. Петров–Водкин, М. Добужинский, К. Малевич и В. Кандинский.
Важнейшим нововведением в производство было учреждение мастерской многоцветной печати. По этой новой технологи были выпущены тарелки с портретами В. И. Ленина по рисунку С. Чехонина. В 1925-1926 годах художник сделал эскизы цветных печатных рисунков с портретами декабристов и видами Московского Кремля для сувенирной продукции, посвященной 10-летию революции. Таким образом, завод сохранял статус образцово оборудованного, показательного предприятия страны.
В 1930-е годы художественная роспись уступает место изображениям строек социализма, различным памятным событиям в жизни страны: Волховстрой, ликвидация безграмотности, индустриализация, электрификация. Среди тематических произведений встречаются декоративные вазы: «В. Л. Ленин – вождь революции» (1938) работы М. Н. Моха, «Защита Петрограда от Юденича» (1935) Коннель-Михайловской, «Приезд В. Л. Ленина в Петроград и его выступление у Финляндского вокзала». Тема труда находит отражение, например, в таких работах Данько, как «Активисты» (1930), «Колодный молодняк» (1936), «Теннисистка» (1940). Апофеозом темы стала созданная скульптором многофигурная композиция «Будь готов к труду и обороне». Наряду с простыми растительными и цветочными мотивами росписи приходят геометрические формы изображения и демонстрации государственной символики.