Все лоты Стекло Парные декоративные ритоны рубинового стекла Императорского стеклянного завода

Назад

Парные декоративные ритоны рубинового стекла Императорского стеклянного завода

Санкт-Петербург, 1840-1850-е годы

Бесцветный хрусталь с внутренним нацветом «золотого рубина», гранение, шлифовка, роспись золотом и серебром по пасте; Россия,период правления Николая I, высота - 27,3 см, диаметр – 19,5 см.

Парные ритоны, или «рога изобилия», обладают высокой историко-культурной и художественной ценностью как выдающиеся произведения русского стекла эпохи историзма.

Сопровождаются экспертным заключением специалиста в области исторического русского и зарубежного стекла, доцента кафедры Всеобщей истории искусства РГГУ Долгих Е.В


Состояние: В хорошей сохранности, несколько незначительных сколов в основании одного из ритонов

Местоположение:
Москва, галерея Старинные подарки

Автор / производитель:
Императорский стеклянный завод

Для получения подробной информации или оформления доставки звоните:
Москва: +7 (925) 963-62-21
Санкт-Петербург: +7 (800) 2005-145 


О предмете

Ритоны (сосуды в форме рога) парные созданы из прозрачного бесцветного хрусталя с внутренним нацветом «золотой рубин».

Ностальгия по античности вызвала интерес к вазам в виде «рогов изобилия» (ритоны). Впервые они были изготовлены на Императорском Стеклянном заводе во втором десятилетии XIX века, но документальные сведения о них относятся только к 1830-м годам. «Рога изобилия» встречаются как часть композиции с крупным хрустальным вазоном в центре, и как самостоятельные декоративные предметы. В дальнейшем изящные хрустальные вазы-ритоны, выполненные из бесцветного или цветного хрусталя, прочно вошли в стеклянный ассортимент Императорского завода и были популярны на протяжении нескольких десятилетий. Они всегда создавались парами и предназначались для украшения письменных и туалетных столиков в аристократическом интерьере.

Чаще всего ритоны изготавливались из хрусталя с нацветом насыщенной малиновой окраски – «золотой рубин». Это стекло обладало особой ценностью. Его рецептура была раскрыта М. В. Ломоносовым и освоена мастерами Императорского завода в последних десятилетиях XVIII века. «Алая материя», окрашенная в массе, продолжает изготавливаться на Императорском стеклянном заводе и в начале XIX столетия. Затем наступает короткая пауза, связанная с увлечением бесцветным хрусталем «алмазной разделки».

Новый этап обращения к «золотому рубину» наступает в 1820-х годах. Особенно впечатляющими были «вазы для цветов новейшего изобретения, покрытые алым стеклом». «Новейшее изобретение» представляло собой дублирование прозрачного бесцветного хрусталя и стекла «золотой рубин», этот художественный прием в русском стеклоделии стал называться «надцветом». Впервые новый метод применили мастера Императорского Стеклянного завода, который всегда был передовым в разработке новых технологий.

Аналогичные и близкие по типологии данным предметам формы находятся в музейных и личных коллекциях.

 
ArtLot24 рекомендует