Энциклопедия
Кардовский Дмитрий Николаевич
русский художник, график

Кардовский Дмитрий Николаевич (1866 - 1943) - русский художник, график, книжный иллюстратор, портретист, академик. Д. Н. Кардовский был реформатором системы образования Академии художеств и автором педагогической системы, знаменитой «Школы Кардовского».

Кардовский Дмитрий Николаевич, художник

Д. Н. Кардовский родился 1866 году в поместье Осурово недалеко от старинного русского города - Переславля-Залесского во Владимирской губернии. Д. Кардовский окончил мужскую гимназию во Владимире. Образование было классическим, все дисциплины преподавались талантливыми педагогами, память о которых художник сохранил на всю жизнь. Он очень любил историю, которую изучали по памятникам архитектуры и живописи родного края. По его собственным воспоминаниям, рисовать он начал роно, еще в гимназии. Рисовал много, увлеченно, любуясь красотой живописных окрестностей. Окончив учебу во Владимире, Д. Н. Кардовский поступил на юридический факультет в Московский университет. Его увлечение искусством переросло в профессиональный интерес, что привело его в мастерскую Н. В. Клодта частной рисовальной школе Гунста. В 1892 году он поехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище А Х. Его учителями были талантливые мастера: И. Е. Репин и П. П. Чистяков.

Постигать и знакомиться с европейским искусством Дмитрий Николаевич предпочел за границей, где с 1897 по 1900 годы посещал занятия в мюнхенской школе А. Ашбе. Ради учебы в Германии художнику пришлось на время покинуть Академию. После возвращения в Россию он завершил курс и остался преподавать в АХ (1903–1922), сначала в роли ассистента в мастерской у И. Е. Репина, а потом как профессор собственной мастерской.

Д. Н. Кардовский вошел в историю русского искусства как педагог, новатор, автор новой концепции преподавания живописи и рисунка. Его педагогическая система оказалась настолько уникальной, что основные ее методики живут в современной А Х. Д. Н. Кардовский был педагогом от Бога. Его воспитанники стали талантливыми мастерами, выдающимися творческим личностями, во время учебы с огромным уважением относились к исключительному таланту Дмитрия Николаевича, называли его «отцом». Он бы учителем Д. А. Шмаринова, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева, Б. Д. Григорьева, П. А. Шиллинговского.

Дмитрий Николаевич бережно относился к способностям каждого из своих «питомцев», никогда не подавлял их личность, позволяя им достигать желанной цели путем творческих экспериментов. Кардовский имел юридическое образование, оперировал точными науками, мыслил как математик, великолепно понимал и чувствовал живопись. Возможно, этот симбиоз знаний придавал его системе преподавание исключительное значение. Он учил студентов думать и анализировать свой опыт. В основе его концепции образования – натура, изучение натуры и работа с ней. Умение владеть формой шло через рисунок, роль которого была первостепенной. Неслучайно, что именно в мастерской Кардовского получают развитие карандашный рисунок, уголь и сангина – материалы, дающие богатейшую систему возможностей. У графических работ появилась богатая светотеневая пластичность. Линия и штрих обрели новый потенциал, преображающий рисунок, все ближе соединяя его с натурой. Методика Д. Кардовского уникальна несложностью используемых здесь приемов, освоение которых, требует внимания и добросовестной работы. Все его ученики, да и сам Кардовский были блестящими рисовальщиками и великолепно чувствовали материал, с котором работали. Их студенческие работы вошли в историю Академии Художеств, стали образом для следующих поколений. Большое внимание в своей методике преподавания Д. Н. Кардовский уделял пониманию тона в работе, как способа образования формы, говорил о живописи и цветовой палитре выдержанной в определенной, выбранной художником тональности. Д.Н. Кардовский был приверженцем реалистической традиции в искусстве, которая получила в его системе образования развитие.

Творчество Д. Н. Кардовского многогранно. Он был замечательным пейзажистом, портретистом, автором исторических картин, а его рисунки и путевые заметки отрывают летопись событий русской жизни первой половины ХХ века. Среди его живописных произведений есть цикл посвященный Петру I, серия работ о декабристах и народовольцах, картина памяти обороны Севастополя.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

Дмитрий Николаевич сотрудничал с театрами, оформлял спектакли Государственного Академического Малого театра и МХАТа. Важным художественным наследием Кардовского была книжная графика. Он иллюстрировал произведения русской классики. На книгах оформленных Кардовским было воспитано не одно поколение читателей. Он создал галерею выразительных образов к повести «Невский проспект», поэме «Горе от ума», «Петр I». Необычайно трогательные герои чеховской «Каштанки», предстают перед зрителем во всем многообразии своих эмоциональных переживаний. Дмитрий Николаевич в иллюстрациях был всегда очень близок к тексту, и его авторское прочтение произведения стало одним из самых запоминающихся. Художник умел проникнуться судьбой персонажей настолько глубоко, что его рисунки блестяще дополняли созданные А. П. Чеховым образы. Работая над оформлением литературного произведения, Д. Кардовский умел точно подобрать стиль рисунка и изобразительную манеру. В «Каштанке» он пользуется импрессионистическими художественными приемами, где размытость линий и силуэтов, усиливает трепет и эффект иллюзорности. В Работе над комедией «Ревизор», Кардовскому потребовалась более тщательная детализация рисунка. Его привлекала точность обрисовки образов и костюмов, так как он создавал образы не только для книги, но и для театра. Большую роль для него как автора было умение как актера вживаться в создаваемый образ. Когда кордовский иллюстрировал роман «Робинзон Крузо», он жил в Переславле и занимался сельским трудом, как бы примеривая на себе роль отшельника.

Любимой темой творчества Д. Н. Кардовского были пейзажи Переславля-Залеского. Он писал живописные окрестности города и портреты местных жителей, отличавшихся колоритностью и выразительностью образов. Дмитрий Николаевич часто приезжал на Родину, там же и провел последние годы жизни. Он был похоронен на территории Переславского музея-заповедника в 1943 году. В Переславле-Залеском есть творческая дача имени Д. Н. Кардовского, а в музее его жизни и творчеству посвящена уникальная экспозиция. В этом году Д. Н. Кардовскому исполняется 150 лет. К юбилею художника в крупнейших музеях России пройду интересные мероприятия, выставки и конференции. В Переславле-Залесском в сентября откроется выставка: «Кардовский и его школа». Вниманию зрителей будут предоставлены произведения русских художников первой половины ХХ века, тех, чьи имена были связаны с личностью Дмитрия Николаевича. Работы самого Кардрвского из «Переславского цикла», а именно пейзажи его любимой Рыбной слободы займут на выставке центральное место.

Творчество и художественная деятельность Д. Н. Кардовского – это часть культуры и истории России. Произведения художника находятся в многочисленных собраниях в России и за рубежом.