Кардовский Дмитрий Николаевич (1866 - 1943) - русский художник, график, книжный иллюстратор, портретист, академик. Д. Н. Кардовский был реформатором системы образования Академии художеств и автором педагогической системы, знаменитой «Школы Кардовского».
Д. Н. Кардовский родился 1866 году в поместье Осурово недалеко от старинного русского города - Переславля-Залесского во Владимирской губернии. Д. Кардовский окончил мужскую гимназию во Владимире. Образование было классическим, все дисциплины преподавались талантливыми педагогами, память о которых художник сохранил на всю жизнь. Он очень любил историю, которую изучали по памятникам архитектуры и живописи родного края. По его собственным воспоминаниям, рисовать он начал роно, еще в гимназии. Рисовал много, увлеченно, любуясь красотой живописных окрестностей. Окончив учебу во Владимире, Д. Н. Кардовский поступил на юридический факультет в Московский университет. Его увлечение искусством переросло в профессиональный интерес, что привело его в мастерскую Н. В. Клодта частной рисовальной школе Гунста. В 1892 году он поехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище А Х. Его учителями были талантливые мастера: И. Е. Репин и П. П. Чистяков.
Постигать и знакомиться с европейским искусством Дмитрий Николаевич предпочел за границей, где с 1897 по 1900 годы посещал занятия в мюнхенской школе А. Ашбе. Ради учебы в Германии художнику пришлось на время покинуть Академию. После возвращения в Россию он завершил курс и остался преподавать в АХ (1903–1922), сначала в роли ассистента в мастерской у И. Е. Репина, а потом как профессор собственной мастерской.
Д. Н. Кардовский вошел в историю русского искусства как педагог, новатор, автор новой концепции преподавания живописи и рисунка. Его педагогическая система оказалась настолько уникальной, что основные ее методики живут в современной А Х. Д. Н. Кардовский был педагогом от Бога. Его воспитанники стали талантливыми мастерами, выдающимися творческим личностями, во время учебы с огромным уважением относились к исключительному таланту Дмитрия Николаевича, называли его «отцом». Он бы учителем Д. А. Шмаринова, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева, Б. Д. Григорьева, П. А. Шиллинговского.
Дмитрий Николаевич бережно относился к способностям каждого из своих «питомцев», никогда не подавлял их личность, позволяя им достигать желанной цели путем творческих экспериментов. Кардовский имел юридическое образование, оперировал точными науками, мыслил как математик, великолепно понимал и чувствовал живопись. Возможно, этот симбиоз знаний придавал его системе преподавание исключительное значение. Он учил студентов думать и анализировать свой опыт. В основе его концепции образования – натура, изучение натуры и работа с ней. Умение владеть формой шло через рисунок, роль которого была первостепенной. Неслучайно, что именно в мастерской Кардовского получают развитие карандашный рисунок, уголь и сангина – материалы, дающие богатейшую систему возможностей. У графических работ появилась богатая светотеневая пластичность. Линия и штрих обрели новый потенциал, преображающий рисунок, все ближе соединяя его с натурой. Методика Д. Кардовского уникальна несложностью используемых здесь приемов, освоение которых, требует внимания и добросовестной работы. Все его ученики, да и сам Кардовский были блестящими рисовальщиками и великолепно чувствовали материал, с котором работали. Их студенческие работы вошли в историю Академии Художеств, стали образом для следующих поколений. Большое внимание в своей методике преподавания Д. Н. Кардовский уделял пониманию тона в работе, как способа образования формы, говорил о живописи и цветовой палитре выдержанной в определенной, выбранной художником тональности. Д.Н. Кардовский был приверженцем реалистической традиции в искусстве, которая получила в его системе образования развитие.
Творчество Д. Н. Кардовского многогранно. Он был замечательным пейзажистом, портретистом, автором исторических картин, а его рисунки и путевые заметки отрывают летопись событий русской жизни первой половины ХХ века. Среди его живописных произведений есть цикл посвященный Петру I, серия работ о декабристах и народовольцах, картина памяти обороны Севастополя.