Энциклопедия
Новиков Тимур Петрович
знаменитый художник ленинградского андеграунда

Тимур Петрович Новиков (1958-2002) – легендарная фигура ленинградского андеграунда. Художник, публицист, общественный деятель, педагог, коллекционер, меценат, книгоиздатель. Т. Новиков был одним из создателей стиля ленинградского рока, художником музыкального коллектива «Популярная механика» и группы «Кино», занимался художественным оформлением фильма «АССА», был автором фильмов «Золотое сечение» (1999) и «Кошмар модернизма» (1999).

Тимур Петрович Новиков, художник

Родился в 1958 году в Ленинграде. Незабываемое впечатление на Тимура произвела суровая природа Крайнего Севера, пейзажи Новой земли, куда они с матерью уехали на четыре года. Именно эти резкие контрасты светотени, скупость цветовых соотношений, необозримость просторов крайнего севера подарили художнику новое восприятие пространства. Это было большим потрясением, которое в дальнейшем вылилось у Тимура в целую философию. Возможно, что тогда, за этот короткий срок и произошло то самое важное перерождение творческой личности. В 1973 г. Новиков вернулся в город на Неве. Желание заниматься искусством привело его в клуб юных искусствоведов при Государственном русском музее, а 1976 году – в такой же клуб при Эрмитаже.

С середины 1970-х он начинает заниматься творчеством, пишет первые свои картины, отличающиеся экспрессивностью живописи и разнообразием тем: пейзажи Петербурга, портреты друзей, сюжетные зарисовки, полуабстрактные композиции. Т. Новиков сочетал в своем творчестве неутолимую жажду эксперимента и увлечение классической традицией. В нем уживались два творческих начала, которые независимо друг от друга формировали в его сознании новое мироощущение, новые идеалы красоты и современные символы. Его ранний период творчества, период становления, почти нигде не представлен и до конца не изучен. Он менее выразителен по художественному решению и традиционен для питерской андеграундной культуры.

В 1976 году Т. Новиков совместно с другом О. Котельниковым организовал музыкальную группу «Монстерз»; в 1977 году он присоединился к художественному объединению Бориса Кошелохова «Летопись». Это был период квартирных выставок и творческих тусовок.

В 1982 году Тимур возглавил группу «Новые художники», которая становится новым символом независимого искусства; он собирает вокруг себя талантливую молодежь. Похожие художественные группы уже существовали на западе: «Новые Дикие» в Германии, «Ист Вилледж» в Соединенных Штатах, «Фигурасьон Либр» во Франции, «Трансавангард» в Италии. Это новое явление в искусстве сопровождалось переосмыслением традиций, поисками оригинального художественного языка, экспериментами с формой и фактурой предметов. Деятельность группы «Новые художники» переросла свои рамки и вылилась в целое молодежное движение. К активной выставочной деятельности добавились кинематограф, увлечение музыкой и классической литературой, появился свой театр перфомансов. Среди спектаклей особенно популярными стали такие постановки, как «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников».

С 1885 года Новиков начинает создавать свои знаменитые минималистические трафареты и коллажи на ткани. В центр большого шелкового или льняного полотнища он помещал какой-либо крошечный символ. Фактура тканей была экспериментально разной, зависела от общего замысла и общей идеи. Художественные символы тоже отличались разнообразием. Данная тема получает благодатное развитие у художника и становится одной из главных в его творчестве. Идея легла в основу его новой теории о перспективе и знаменовала собой появление нового метода «перекомпозициии». Творческий гений мастера поникал во все области искусства. Эксперименты с художественными формами и инсталляциями переходили у Новикова из изобразительной сферы в музыкальную. Тимур дружил и работал с «Новыми композиторами» и даже сам изобретал музыкальные инструменты: утюгон, длинные струны. Т. Новиков был одним из организаторов Свободного университета всяческих искусств. Тимур стал активистом клубного движения на Фонтанке-145, одним из организаторов «Гагарин пати» (1991). Он одним из первых стал инициатором проведения совместных творческих акций и мастер-классов с известными западными художниками, например, такими как Уорхол, Кейдж и Раушенберг. Эти творческие встречи сопровождались не только обогащением опыта и совместными выставками, но и обменом произведений, многие из которых создавались в процессе общения.

Знакомство с западной современной культурой продолжалось в поездках в Европу и Америку. Следствием того было невероятное для человека постсоветской эпохи расширение кругозора, позволившего Тимуру впоследствии создать движение «неоакадемизма». Стремление к новой эстетике через осмысление традиций прошлого легло в основу этого течения, приближавшегося к истокам классического искусства. В своем искусстве Т. Новиков продолжает совершенствовать наработанный за 80-е годы материал, стремиться к большей декоративности и игре фактур, использует классические, а иногда даже античные образы. В 1993 году на Пушкинской-10 открывается Музей новой академии изящных искусств. На этой новой современной площадке возрождалась техника старой фотографии и, конечно, применялись современные достижения фотопечати, устраивались выставки и встречи с современными кинооператорами, режиссерами, фотографами. Идеи неоакадемизма получили отклик в Москве и проникли на Запад.

Несмотря на активную педагогическую, издательскую, музейную и общественную деятельность, Тимур активно занимался творчеством. Работы последнего периода поражают своей монументальностью и совершенством замысла. Его участие в выставках было почетно для любого художественного сообщества, его появление на публике воспринималось как событие. Тимур был очень колоритен внешне и всегда привлекал к себе внимание. Его яркий образ и невероятная харизма навсегда остались в памяти тех, кто хоть раз с ним общался.

Тимур Новиков – одна из самых популярных художественных личностей Ленинграда и Петербурга XX века. Его работы, ставшие современной классикой, получили всемирную известность и признание. Его деятельность в области современной культуры многогранна и в настоящее время вызывает огромный интерес у широкого круга специалистов.