Шишкин Иван Иванович (1832-1898) – знаменитый художник, яркий представитель русской реалистической живописи. Шишкин был замечательным рисовальщиком и графиком, непревзойденным мастером офорта. И. И. Шишкин соединил в своем искусстве традиции академической русской и европейской живописи, стал одним из столпов Товарищества передвижников и руководителем пейзажной мастерской в А Х, в 1865 году получил звание академика, а в 1873 - профессора.
Художник блестяще сочетал в своей манере живописность и внимание к деталям. Фотографическая точность его картин была почти неподражаема. Он мог написать этюд букета из подножной травы, так же мастерски и виртуозно ,как, например, пейзаж с корабельными соснами. Художник воспевал красоту леса, особенности северной природы. В работах Шишкина чувствовался темперамент его натуры, подходил написанию каждого дерева аналитически натуралистично. В картинах И. И. Шишкина русский лес предстает торжественно-величавым, а не сказочно таинственным, как, например, у некоторых его предшественников.
Родился И. И. Шишкин в Елабуге в купеческой семье, с детства был наблюдательным любознательным ребенком, уже в юности интересовался историей своего края, археологией, биологией, астрономией и механикой. В 1856 году он окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества, 1856-1860 годы учился в АХ у М. Н. Воробьева, был награжден золотой медалью и продолжил обучение за рубежом. Изучал живопись старых мастеров в Германии и Швейцарии, посещал мастерские знаменитых мастеров, брал уроки профессора швейцарца Р. Коллера, знаменитого анималиста. Большое влияние на формирование художественной манеры художника оказала живопись А. Калама. Шишкин не был прямым последователем его творчества, но освоил характерные приемы мастерства великого живописца. В Европе Шишкин много занимался рисунком, виртуозно владея пером, удивлял тогда даже зарубежных коллег и друзей. После возвращен из-за границы он много путешествовал по России, часто бывал на Родине, создавал замечательные виды Москвы и Петербурга. Много пейзажей написаны им в окрестностях Валаама. 1860-е годы – были временем поиском собственного художественного стиля и сознания.
Значительным периодом творчества стали 1870-1880 годы, когда художник вошел в пору свой своей творческой активности, много писал, стал деятельным членом и участником Товарищества Передвижников, постоянно учувствовал в выставках и был в центре художественный жизни Петербурга. И. И. Шишкин посвятил свое творчество русскому лесу, который был для него постоянным источником вдохновения.
Самыми знаменными картинами И. И. Шишкина стали пейзажи «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком …», «Корабельная роща », ставшие классикой русского пейзажного жанра. Каждое его произведение поражало внутренней мощью и силой, было наполнено эпическим звучанием и размахом. Исследователи насчитывают более ста замечательных офортов, посвященных этой теме, не считая многочисленных рисунков углем. Его графические работы были уникальны, и даже иногда проигрывали живописным произведениям. Особенно это касалось тех картин, где художник достигает точной детализации растений, деревьев, кустарников, но забывает об общем колорите и живописности. И. И. Шишкин очень много писал с натуры, мог сделать сразу несколько этюдов, если его увлекал какой-то мотив. Картины создавал уже в мастерской, по памяти дорабатывая детали.
Наследие его огромно, целостно и многогранно. Работы находятся в крупнейших музейных и частных собраниях в России и за рубежом.
Творчество И. И. Шишкина привлекало внимание зрителей во все времена, оно стало ярчайшим примером реалистической живописи и для наших современников.