Энциклопедия
Угаров Борис Сергеевич
(1922-1991) знаменитый российский живописец

Угаров Борис Сергеевич (1922-1991) – знаменитый российский живописец, пейзажист, автор многочисленных портретов и жанровых картин, профессор живописи, народный художник СССР, с 1977 года ректор АХ, в 1978 году стал действительным членом АХ, а в 1983 году – президентом АХ. Обладатель золотой медали диплома АХ. 

Угаров Борис Сергеевич, художник

Б. Угаров- коренной ленинградец. Его творчество посвящено любимому городу, тесно связано с патриотическими темами Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и трудовыми буднями советских людей. Картины Б. Угарова, написанные в традициях русской школы живописи, передают настроение времени. В каждом ударе кисти чувствуется мастерство, живой темперамент и жизнеутверждающее начало. Ярким примером большого искусства для Б. Угарова стала живопись В. Серова, К. Коровина и И. Грабаря. 

Б. Угаров родился в 1922 году в семье рабочих и с детства много рисовал, посещал художественную студию (Дом ученых), где познакомился с талантливыми живописцами Л. Рыловым и М. Платуновым. Тогда еще в юности он не знал, что это увлечение живописью станет смыслом его жизни. На долю его поколения выпало тяжелое время испытанный, которые он вынес достойно. После окончания школы влился в ряды народного ополчения и попал на фронт. Именно там, на передовой, делая путевые зарисовки, Б. Угаров решил, что после окончания войны будет учиться живописи и станет художником. 

Институт им. И. Е. Репина стал для художника вторым домом. Поступление в легендарную АХ стало для него большой удачей и огромным стимулом для развития художественных способностей. Он учился с большим желанием постигнуть законы профессионального мастерства у талантливых педагогов И. Грабаря и В. Орешникова. Дипломной работой стала картина «Колхозная весна», за которую Угаров получил отметку «отлично». Картина отличалась ярким самобытным характером живописи и повествовательностью замысла. После окончания Академии, Угаров много путешествовал по России, участвовал в молодежных выставках. Ему была свойственна неутолимая жажда творчества. Все было интересно, памятно, в создании ярких колоритных образов современников, вдохновляла близость к натуре: «Весна» (1951), «Тает снег» (1952), «Весенняя вода» (1954), «Деревенская улица» (1953). 

В ранних работах еще сильны традиции академической живописи и есть некоторая условность композиционных решений. Поиск собственного творческого пути и обретение яркого художественного языка идет постепенно. Одной из первых значительных работ стала картина «В колхоз», над которой Угаров работал несколько лет. Закладывал композицию, собирал натурный материал, писал эскизы, делал портреты крестьян. По силе психологической выразительности и глубине передачи разнообразных народных характеров, это произведение занимает центральное место как в творчестве Б. Угарова, так и в искусстве современной России того времени. Широко, масштабно, многолико, он представил судьбу целого поколения в выразительных образах простых советских людей, совершавших свой трудовой подвиг. 

Центральной темой творчества Б. Угарова стала тема блокады Ленинграда. Он создал замечательный женский образ, который живет в памяти нескольких поколений наших соотечественников. Картина «Ленинградка», была написана в 1961 году в память о тяжелой зиме 1941-ого. Художник был свидетелем трагических событий двадцатилетней давности, считал своим долгом рассказать об этом своим современникам и донести до потомков. Борис Сергеевич писал «Ленинградку» по памяти. Облик молодой изнеможенной женщины, везущей по берегу Невы санки, очень выразителен, лаконичен и торжественен. 

Женские образы вдохновляли Угарова на протяжении всего творчества. Он писал портреты своих современниц вдумчиво, красноречиво и с большой любовью. Портреты дочери Тани и жены, отличаются тонким лиризмом и простотой изобразительного языка. Цветовая гамма в работах всегда лаконична и сдержанна, а отношение к модели деликатно. Героини картин Б. Угарова заняты своими повседневными делами, они не обращают внимание на зрителя, и полностью погружены в свои мысли. Художнику удается подчеркнуть характерные черты человека, выплеснуть на холст гармонию жизни и трепет чувств. 

Пейзажи Угарова выразительны и традиционны. Он использует популярные в русском искусстве мотивы, обогащая свою живопись созвучием приглушенных в тонкой гармонии отношений, серебристо-серых или охристых тонов. Его пейзажи с заснеженными полями и домиками, серыми сараями и покосившимися заборами близки каждому зрителю. В них обыденный мотив пронизан лиризмом и трогательной любовью к родной земле. Не потому ли, один раз увидев его "Зимку" (1960), "Городок" (1954), "Околицу", "Грачи" (1978), запоминаешь их на всю жизнь. В этом великая сила искусства большого мастера. В пейзажах Б. Угарова выражены впечатления от поездок по древним городам России, в них чувствуется страстное желание познания натуры, в них отражение переживаний художника и творческого поиска. 

Пейзажи Пскова, Великого Новгорода, Тихвина, Суздаля, Владимира, полны тонких художественных и лирических интонаций, отличаются цельностью композиции и одухотворенностью. 

Большое внимание заслуживают итальянские пейзажи Угарова, выполненные в технике масляной живописи и в рисунке тушью или карандашом. Особенно выразительны набережные Венеции, виды Неаполя и Рима. В заграничных поездках Угаров не только много работал с натуры, но и много времени проводил в музеях и картинных галереях, изучая творчество старых мастеров, любуясь достижениями современных коллег.

Именно здесь в Италии он больше всего чувствовал связь времен и ощущал себя вечным учеником перед великим искусством. Мысли о постоянном саморазвитии помогали художнику постоянно совершенствоваться в своем мастерстве. Эту идею доносил и до каждого своего студента в Академии художеств, где он перепродавал долгие годы. Б. Угаров воспитал плеяду талантливых учеников, ставших большими мастерами современного искусства. Его вклад в развитие Ленинградской школы живописи, был исторически важен и значителен. Картины Угарова отличающиеся высоким уровнем мастерства, представляют сегодня большую художественную и коллекционную ценность. Его произведения хранятся во многих музейных и частных собраниях.