Энциклопедия
Кандинский Василий Васильевич
выдающийся русский художник

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) – выдающийся русский художник, стоящий во главе русского авангарда, один из важнейших художников начала XX века наряду с  Анри Матиссом и Пабло Пикассо, один из основателей нефигуративной живописи (экспрессивного абстракционизма); гравёр, теоретик искусства.

 Василий Васильевич Кандинский, художник

Родился в Москве. Детство и юность в Москве и Одессе оставили юному Василию яркие впечатления. Потом он вспоминает, как был вдохновлён и очарован окружающими его цветами: бледно-марганцевый рассвет, белокаменные соборы Москвы или нежная бирюза с прожилками тёмного малахита одесского залива вызывали у него зрительно-слуховые впечатления. Кандинский был синестетом и с детства занимался рисованием и музыкой, играл на фортепьяно и виолончели. Синестезия помогла ему экспериментировать с изобразительно-музыкальным соответствием его картин, превращать звуки в цвета. Музыка много значила для Кандинского в его более позднем обращении к абстракционизму: часто, называя свои произведения, он использовал музыкальные термины: импровизации для более спонтанных работ, композиции для более тщательно продуманных картин, фуги, концерты, «Жёлтый звук» и т. д.

Несмотря на творческие дарования с раннего возраста, Кандинский получил образование в юридическом факультете МГУ (1885-1892), а профессионально посвятил себя живописи лишь в Мюнхене, когда поступил в Академию изящных искусств.

В 1889 путешествует в Вологду, где знакомится с местными обычаями, народным искусством, изучает их фольклор и, в особенности, использование ярких цветов на сумеречном фоне. Позже Кандинский пишет: «Цвет – это клавиши, глаза – молотки, а душа – это фортепьяно со струнами». В 1895 году, увидев экспозицию Клода Моне с его знаменитыми стогами сена, Кандинский поражён её необычными художественными решениями, она показывает ему мощность цвета, почти независимо от изображаемого предмета.

Теперь, переехав в Мюнхен, тридцатилетний Кандинский, уже доцент кафедры юридического факультета, отказавшись от должности профессора в университете в Тарту, приступает к профессиональным занятиям живописью. Его преподаватель – Франц вон Стак – учил также Поля Клее, другого известного художника из Швейцарии.

В 1906-1908 он много путешествует по Европе, пока не останавливается в маленьком баварском городке Мурнау. Свои яркие цветовые впечатления от этого городка Кандинский передаёт в небольшой живописной картине «Мурнау, главная улица» 1908 года. В это время творчество Кандинского репрезентативно, хотя пейзажи написаны уже широкой свободной кистью, и первостепенное значение отдаётся ярким, насыщенным цветам. Это, в основном, пейзажи (Одесса, Мюнхен, Севр, Кохель), построенные на тонком восприятии цвета.

Василий Кандинский считается автором первой нефигуративной работы в истории современного искусства, акварели 1910 года, названной «абстрактной». Вызвав противоположные оценки и оживлённые дискуссии, эта акварель позднее стала эскизом к «Композиции VII» 1913-го года.


Помимо живописи, Кандинский посвящает себя построению теории искусства, пишет искусствоведческие и философские работы, способствует созданию ассоциации «Новые художники Мюнхена» и, после её закрытия, в 1911 году основывает знаменитый «Синий всадник» вместе с близким ему по духу Францом Марком; в эту художественную ассоциацию вступает и Август Маке. В организованных выставках "Синего всадника" участвовали такие художники, как Алексей Явленский, Пауль Клее, Габриэль Мюнтер. В 1912 году выходит его книга «О духовном в искусстве», в которой Кандинский обосновывает появление абстракционизма. В этом году также участвует в выставках «Бубнового вальта» экспрессивным полотном «Концерт» (1911), вместе с Давидом Бурлюком, Кончаловским, Лентуловым, Машковым.

Работы 1914-1921 годов, в основном, абстракции: импровизации, фуги, настенные панно, композиции и т.д. – потрясают неизменно яркими колористическими решениями, композиционной иррациональностью, экспрессивностью, динамикой цвета. К этому периоду относятся, например, широко известные «Импровизация холодных форм» 1914 года и «Красная площадь» 1916-го (обе – в Третьяковской галере). Также среди его выдающихся работ можно выделить Композицию №6 (Главный штаб Эрмитажа) и концентрические круги и квадраты 1913-го, «Фугу» 1914-го, «Незнакомый голос» 1916-го, «На белом №2» 1923-го и многие другие.

После революции, в 1918 году возвращается в Москву, много и плодотворно работает, участвует в организации 22 музеев, пишет статьи, сотрудничает с ИЗО Наркомпроса, преподает в Свободных мастерских, а затем во Вхутемасе, развивая свою теорию абстрактной живописи, однако его взгляды на живопись кардинально расходятся с конструктивизмом коллегии института круга Александра Родченко и Любовь Поповой. Кандинский выступает против тщательно выверенных «мёртвых» абстрактных фигур, за спонтанно-иррациональное в живописи, тонкий анализ цвета и формы, с одной стороны, и содержания, с другой. Этот конфликт возвращает его в Германию в 1921 году, где он начинает преподавать в Баухаус до его закрытия нацистами в 1933. Тогда Василий Кандинский переезжает во Францию, там получает гражданство в 1939 г. В Париже он посещает занятия в l’Ecole des Beaux-Arts. Пишет сотни картин и этюдов, живописных и акварельных работ, во время войны работая гуашью на небольших картонах. Умер в 1944 г., в городке Neuilly-sur-Seine (Нёйи-на-Сене).

Работы Василия Кандинского являются гордостью музеев особенно России, Германии и Франции. Обширная коллекция работ Кандинского ныне хранится в центре Жоржа Помпиду в Париже, другие работы – в музее Ленбаххаус в Мюнхене, Эрмитаже, Третьяковской галерее, МоМА в Нью-Йорке, Национальном музее искусств в Баку, музее Гренобля и других крупных музеях по всему миру.

Картины Кандинского украшают и богатейшие частные коллекции и пользуются неизменно высоким спросом. Например, его эскиз к импровизации III, яркий пейзаж, созданный в 1909 году, был продан с аукциона в Лондоне в 2013 году за 21,2 млн. долл.