Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) – выдающийся русский художник, стоящий во главе русского авангарда, один из важнейших художников начала XX века наряду с Анри Матиссом и Пабло Пикассо, один из основателей нефигуративной живописи (экспрессивного абстракционизма); гравёр, теоретик искусства.
Родился в Москве. Детство и юность в Москве и Одессе оставили юному Василию яркие впечатления. Потом он вспоминает, как был вдохновлён и очарован окружающими его цветами: бледно-марганцевый рассвет, белокаменные соборы Москвы или нежная бирюза с прожилками тёмного малахита одесского залива вызывали у него зрительно-слуховые впечатления. Кандинский был синестетом и с детства занимался рисованием и музыкой, играл на фортепьяно и виолончели. Синестезия помогла ему экспериментировать с изобразительно-музыкальным соответствием его картин, превращать звуки в цвета. Музыка много значила для Кандинского в его более позднем обращении к абстракционизму: часто, называя свои произведения, он использовал музыкальные термины: импровизации для более спонтанных работ, композиции для более тщательно продуманных картин, фуги, концерты, «Жёлтый звук» и т. д.
Несмотря на творческие дарования с раннего возраста, Кандинский получил образование в юридическом факультете МГУ (1885-1892), а профессионально посвятил себя живописи лишь в Мюнхене, когда поступил в Академию изящных искусств.
В 1889 путешествует в Вологду, где знакомится с местными обычаями, народным искусством, изучает их фольклор и, в особенности, использование ярких цветов на сумеречном фоне. Позже Кандинский пишет: «Цвет – это клавиши, глаза – молотки, а душа – это фортепьяно со струнами». В 1895 году, увидев экспозицию Клода Моне с его знаменитыми стогами сена, Кандинский поражён её необычными художественными решениями, она показывает ему мощность цвета, почти независимо от изображаемого предмета.
Теперь, переехав в Мюнхен, тридцатилетний Кандинский, уже доцент кафедры юридического факультета, отказавшись от должности профессора в университете в Тарту, приступает к профессиональным занятиям живописью. Его преподаватель – Франц вон Стак – учил также Поля Клее, другого известного художника из Швейцарии.
В 1906-1908 он много путешествует по Европе, пока не останавливается в маленьком баварском городке Мурнау. Свои яркие цветовые впечатления от этого городка Кандинский передаёт в небольшой живописной картине «Мурнау, главная улица» 1908 года. В это время творчество Кандинского репрезентативно, хотя пейзажи написаны уже широкой свободной кистью, и первостепенное значение отдаётся ярким, насыщенным цветам. Это, в основном, пейзажи (Одесса, Мюнхен, Севр, Кохель), построенные на тонком восприятии цвета.
Василий Кандинский считается автором первой нефигуративной работы в истории современного искусства, акварели 1910 года, названной «абстрактной». Вызвав противоположные оценки и оживлённые дискуссии, эта акварель позднее стала эскизом к «Композиции VII» 1913-го года.